Визитная карточка проекта

Визитная карточка проекта 
Автор  проекта
Козицина Светлана Вячеславовна - учитель начальных классов, МБОУ "Коношская СОШ", п. Коноша, Архангельская область.
Описание проекта
Тема учебного проекта:
История Архангельской области
Краткая аннотация проекта:
Учебно-исследовательский проект «И всему народному - раздолье! И всему душевному - простор!» может быть реализован в рамках изучения предмета «Окружающий мир» в 1-4 классах начальной школы, "Краеведение" в старших классах.
Проект основан на концепции регионального компонента Архангельской области федерального государственного стандарта общего образования с учётом действующих в школе программ.
Основная идея проекта - конкретизировать содержание федерального компонента с учётом межпредметных и внутренних связей, возрастных особенностей, а также удовлетворить познавательные интересы школьников, проживающих на территории Архангельской области.
Стремление к новому, неизведанному, готовность осваивать высокие технологии, умение учиться и доучиваться, характерное для исследователей, может стать примером для нынешних школьников.
Тематика освоения Архангельской области соответствует возрасту и интересам  школьников.
Наша задача - создать условия для изучения детьми основных вех в истории Архангельской области, формировать представления о развитии науки и техники, воспитывать чувство гордости за свою Родину, обеспечить преемственность с проектом "Вчера - сегодня - завтра", посвященным развитию области.
Предметы:
Окружающий мир
Краеведение
Метапредметная связь:
ИКТ
Чтение
Русский язык
Материальные технологии

Класс(-ы)
Проект ориентирован на учащихся 1-11 классов

Приблизительная продолжительность проекта
5 недель (с 31 октября  по 26 декабря)

Основа проекта
Образовательные стандарты
В Пояснительной записке  Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения отмечается, что «содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащихся». Центральной линией развития  школьника должно стать формирование его интеллектуальной деятельности.
Сегодня  образование призвано решать самую главную задачу – закладывать основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умения понимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные цели и результат. Только при этих условиях в процессе обучения будет формироваться осознанная система представлений об окружающем мире, а в последствии - научное мировоззрение.
В указанном контексте следует отметить особую значимость проектной деятельности как компетентностно-ориентированной педагогической технологии.
Проект несёт в себе большой развиващий потенциал, обеспечивает условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся в школе. Знания, формируемые посредством проекта, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью школьника. 

Культурное ядро проекта - составляют универсальные общечеловеческие, национальные, региональные ценности.
Проект выстроен на основе краеведческого принципа, позволяющего обучающимся осмысливать важные взаимосвязи и взаимозависимости, которые существуют между человеком, окружающей и социальной средой.
В проекте соблюдён принцип природосообразности. Изучение материала начинается с ближайшего его окружения - дома, семьи, самого себя, затем следует расширение содержания  и акценты перемещаются на деревню, село, город, в котором живут ученики, область как часть мирового пространства.
В свою очередь, проект призван не только развивать навыки наблюдения и исследования явлений окружающего мира, но и формировать умения описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества. В ходе изучения курса «Окружающий мир. Краеведение» школьники должны научиться оценивать свое место в окружающем мире, развивать желание участвовать в его созидании во имя родной области, страны и планеты Земля.

В основу проекта положены системный, ценностный, культурологический, компетентностный и деятельностный подходы. При этом системный, ценностный и культурологический подходы являются основными: знания о регионе конкретизируют общие знания об окружающей действительности и обусловливают ориентацию личности в системе ценностей: чем больше их обмен и систематичность, тем шире кругозор обучаемого и тем больший круг объектов может войти в систему его личностных ценностей. 
Проект строится на деятельностной основе - через " открытие" новых знаний, применение их в общении (свободном и деловом), в условиях преднамеренно созданных учебных ситуаций.
Компетентностный подход проявляется через специально организованное решение проектных задач, выполнение целостных  проектов и исследований, где ученик не только "присваивает" учебное содержание, но и получает возможность воспользоваться им в конкретной учебной, а также и реальной, жизненной, ситуациях.
Основные разделы курса:
Природа и общество. (В частности:  Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.)
Человек и общество. (В частности: Профессии людей. Транспорт. История Отечества. Выдающиеся люди разных эпох)
Правила безопасной жизни.
 
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
Основная цель  проекта определяется основной целью курса «Окружающий мир. Краеведение» в школе, сформулированной в Федеральном государственном образовательном стандарте, – формирование у школьников эмоционально насыщенного образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости культуры малой родины, являющихся частью национальной культуры.

Реализация цели предполагается через систему задач:
 - формирование у школьников бережного отношения к культурному и историческому прошлому нашей Родины через их приобщение к культуре и истории родного края, основанном на первичном опыте и деятельностном подходе;
- формирование системы ценностных ориентиров через изучение краеведческого материала и его использование в учебных ситуациях.
Личностные результаты.
Учащиеся смогут:
-приобрести опыт коллективных взаимоотношений - сотрудничества и взаимопомощи;
-осознать себя членом социума в самом широком смысле этого слова – жителем Архангельской области, ответственным за ее будущее, за будущее своей Родины;
-повысить интерес к науке и научным открытиям, выражая его через осознанное желание учиться и стремление принести пользу обществу.

Метапредметные результаты:
-способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и возможностей человеческого разума;
-способность осуществлять информационный поиск, оценивать степень достоверности источника;
-умение проводить анализ найденной информации, делать выводы на основе совокупности отдельных фактов;
-умение интерпретировать информацию и представлять ее в виде новых проектных продуктов;
-осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
-навыки использования средств ИКТ для сопровождения интеллектуальной деятельности, развития универсальных учебных действий.

Предметные результаты. К ним можно отнести:
-закрепление представлений об Архангельской области;
-усвоение первоначальных сведений об истории освоения северных земель;
-закрепление представлений о положительном и отрицательном влиянии деятельности человека на окружающую среду;
-овладение базовым понятийным аппаратом на уровне, доступном для понимания  школьникам, 
-умение описывать и охарактеризовывать факты, открытия, события.


Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос  
Чем дорог нам Север?
Проблемные вопросы учебной темы Почему человек стремится на Север?
Как север влияет на жизнь человека?
Что можно узнать об Архангельской области  из интернета?
Почему и как мы чтим своих героев?


Сведения о проекте
Необходимые начальные знания, умения, навыки
Учащиеся должны обладать навыками:
-организации работы в группе: организации взаимодействия, распределения обязанностей с целью оптимизации деятельности;
-поиска информации в сети Интернет, ее систематизации;
-организовывать оптимальное размещение информации на компьютере, переносить информацию.

План проекта
1. Подготовка  проекта 12 - 26 октября
2. Создание карты путешествия, размещение на карте пункта наземного базирования команд 29 октября -15 ноября
3.
Станция "Вот она какая, дорогая родина моя!"(викторины об Архангельской области)
19 - 24 ноября 
Викторина по истории Архангельской области
4. Станция "Северяне - Победе!" (знакомит школьников с теми, кто в годы Великой Отечественной войны ковал победу нашей Родины)
 26 ноября -  30 ноября 
Изучение краеведческого материала. Создание презентации о ветеранах Великой Отечественной войны.
5.   Станция "Славные поморы" (знакомит школьников со знаменитыми и талантливыми людьми нашего края)
3 декабря  - 8 декабря 
Изучение отдельных фактов биографий учёных, поэтов, художников, музыкантов. Сообщения, фоторепортажи.
6. Экологическая станция "Мой Север, скупой чародей!" ( поможет задуматься не только о пользе, но и красоте родной природы. Понять, что природу надо любить и охранять, заповедники севера) 

10 - 15 декабря 
Изучение экологических проблем Архангельской области. Послание-письмо  северянам "Чем дорог нам Север!? Как сохранить природу Севера?"
7. Станция "Родом из поморской славной стороны!"

(самобытная культура Севера, духовные традиции Русского Севера, как они "живут" в современном мире)
17-22 декабря
Мастер-класс по народному промыслу. Изучить какой-либо промысел, изготовление предметов народного творчества. Команде освоить любой вид изделия, сфотографировать поэтапное изготовление, дать рекомендации -как его делать. Написать краткое описание этого промысла.
8. 
Подведение итогов с 24 по 26 декабря.
Материалы для дифференцированного обучения
Предлагаемые в проекте формы работы ориентированы на  школьников с разным уровнем подготовки. Дифференцированный подход реализуется в возможности выбора командами средств и инструментов для создания проектных продуктов: свободный выбор материалов и проектов для создания викторины, разные сервисы для создания диафильма на этапе "Славные Поморы", разные виды программ для записи аудиопослания  и т.д.

Дифференцированный подход к участникам одной команды осуществляет руководитель команды с учетом следующих возможностей:


Проблемный ученик;
разработка эмблемы команды;
создание тематичекского словарика.
Поддержка: разработка дополнительных памяток, инструкций, шаблонов.


Одарённый ученик углубленное изучение сервисов, необходимых для создания проектных продуктов;
осуществление информационной поддержки проектной деятельности команды.
Поддержка: инструменты, способствующие развитию мыслительных умений высокого уровня (анализ, синтез, оценивание)


Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
Технологии -оборудование
-компьютер(-ы);
-выход в Интернет;
-фотоаппарат.


Технологии - программное обеспечение программы для создания аудиофайлов

-Pinnacle Studio
-Power Sound Editor Free (свободно распространяемое ПО)
-Audacity 1.2.6 (свободно распространяемое ПО)
-Wavosaur (свободно распространяемое ПО)
-Mp3mymp3 (свободно распространяемое ПО)
-Wave-editor (свободно распространяемое ПО)


Материалы на печатной основе, готовый аудиофайл надо вложить в папку на рабочем столе,  заархивировать и послать на почту модератора kozicinasvetlana@gmail.ru






Комментариев нет:

Отправить комментарий